Белые и почти пушистые коллекторы

 

Почти – потому, закон о коллекторах действует только с начала года, а большинство его нарушений приходится на коллекторов, в государственном реестре не состоящих. Об этом и о многом другом говорили 16 ноября 2017 года на осенней конференции НАПКА.
Плутарх в Центральном телеграфе
Алексей Саватюгин, президент НАПКА, как обычно, заготовил для своего выступления исторические параллели. В прошлый раз он сказал, что 10-летие НАПКА не случайно приходится на 2017 год – год столетия Октябрьской революции и 500-летия Реформации. В этот раз дата конференции совпала со Всемирным днём философии. Наконец, не менее символичным стало и место проведения - Центральный телеграф. В год-то столетия революции!
- Некоторые относятся к долгам философски, предпочитают не платить. Но мы, конечно же, не согласны с таким подходом. Кстати о философии. Самое ранее упоминание о коллекторах относится к трактату Плутарха "О том, что не следует делать долгов". Там фигурируют злые посланники кредиторов, долговые расписки и тому подобное. Сейчас бы Плутарх, наверное, написал, что долги делать можно, но нужно их аккуратно выплачивать, - предположил Алексей Саватюгин.
Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) объединяет 40 компаний или, как заявляют в самой Ассоциации, 95% рынка. Саватюгин обратил внимание на то, что в последнее время продавцы просроченных долгов проверяют участников тендеров на предмет соблюдения кодекса этики. В Ассоциации разработали Этический кодекс НАПКА - первый в России и "более требовательный, чем законодательные нормы", как говорится на сайте организации, стандарт взаимодействия взыскателя с должником. Данный кодекс написан на основе кодекса поведения FENCA (Федерации европейских национальных коллекторских агентств).
Невыносимая мягкость судебных решений
Однако, жалоб и обращений граждан от этого меньше пока не стало. С начала года зафиксировано 13 тысяч жалоб, 3 тысячи – в Москве. Составлено 19 протоколов, возбуждено 228 административных дел в отношении банков и МФО. 84 дела рассмотрено, в 68 случаях наложены штрафы на несколько миллионов рублей.
- Суды идут пока по практике минимальных наказаний, - рассказал Игорь Аксёнов, начальник ведения государственного реестра и контроля за деятельностью коллекторских компаний Федеральной службы судебных приставов.
По данным Алёны Святышевой, руководителя юридического комитета НАПКА, по 54 делам суд вынес решение о штрафе в 50 тысяч рублей, по 4 делам – 70 тысяч рублей и только по одному делу – в 150 тысяч рублей.
Портал Finversia.ru поинтересовался у Александра Морозова, первого вице-президента НАПКА, почему штрафы такие маленькие, а коллекторы – "пушистые":
- Суммы в абсолютном значении не так важны, потому что происходит выработка практики. Сообщество, порою, спорит, нужно или не нужно было предпринимать то или иное предписание. Компании, вошедшие в реестр, будем честны, не заслуживают жёсткого отношения к себе. Проблема шире. Проблема в компаниях, которые не в реестре - к ним не применишь никаких санкций. А это вопрос уже к МВД. Даже сам регулятор говорит, что проблема не в реестровых, а в "зареестровых" компаниях.
"Закон нужно глубоко переделывать"
Закон о коллекторах был, принят поспешно, о противоречивых и непонятных положениях в своём докладе рассказал Михаил Шварц, доцент кафедры гражданского процесса юридического факультета СПбГУ. По его словам, закон нужно "глубоко переделывать".
Основные нарушения всё те же - превышение количества контактов с должником, контакты с третьими лицами. Именно контакты с третьими лицами в последнее время, по мнению ФССП, стали создавать "повышенное напряжение в обществе". Кроме того, в Службе отмечают изобретательность коллекторов по поиску способов работать как прежде, но закон формально не нарушать. Нередко, к примеру, уже на стадии подписания кредитного договора, заёмщику предлагается подписать соглашение о частоте взаимодействия с коллектором.
- Это, конечно. Неправомерные действия в обход закона. Такое соглашение может быть заключено между взыскателем и должником только по факту возникновения задолженности, - заметил Игорь Аксёнов.
Нередко оказывается психологическое давление на должника от имени неких "кавказских" коллекторских агентств, в реальности не существующих.
Как заметила Алёна Святышева, проанализировав судебную практику, "понятие телефонных переговоров и критерии расчёта их количества не установились, есть положительная и отрицательная практика":
- Кроме того, критерии расчёта количества отправленных смс также не установились, есть разная практика. Порою в 70 символов смс очень трудно вместить длинное название компании и другие данные согласно закону. Такие понятия, как "психологическое воздействие" и "введение в заблуждение" в судах частично сложились.
Сергей Колганов, советник руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, рассказал про случаи обхода требования о фиксированном количестве контактов с должниками:
- Бывает, что коллекторы используют свои личные телефоны или аккаунты в социальных сетях, чтобы обойти норму закона. Бывает, что к работе коллекторы подходят излишне креативно – излагают обращение к должникам в стихах или картинках.
Между тем, регулятор (Минюст) и контролёр (ФСПП) полны решимости в корне изменить восприятие коллекторов в обществе – с человека, создающего проблемы на человека, который содействует должнику в поиске решения.

Почти – потому, закон о коллекторах действует только с начала года, а большинство его нарушений приходится на коллекторов, в государственном реестре не состоящих. Об этом и о многом другом говорили 16 ноября 2017 года на осенней конференции НАПКА.

Плутарх в Центральном телеграфе

Алексей Саватюгин, президент НАПКА, как обычно, заготовил для своего выступления исторические параллели. В прошлый раз он сказал, что 10-летие НАПКА не случайно приходится на 2017 год – год столетия Октябрьской революции и 500-летия Реформации. В этот раз дата конференции совпала со Всемирным днём философии. Наконец, не менее символичным стало и место проведения - Центральный телеграф. В год-то столетия революции!-

Некоторые относятся к долгам философски, предпочитают не платить. Но мы, конечно же, не согласны с таким подходом. Кстати о философии. Самое ранее упоминание о коллекторах относится к трактату Плутарха "О том, что не следует делать долгов". Там фигурируют злые посланники кредиторов, долговые расписки и тому подобное. Сейчас бы Плутарх, наверное, написал, что долги делать можно, но нужно их аккуратно выплачивать, - предположил Алексей Саватюгин.

Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) объединяет 40 компаний или, как заявляют в самой Ассоциации, 95% рынка. Саватюгин обратил внимание на то, что в последнее время продавцы просроченных долгов проверяют участников тендеров на предмет соблюдения кодекса этики. В Ассоциации разработали Этический кодекс НАПКА - первый в России и "более требовательный, чем законодательные нормы", как говорится на сайте организации, стандарт взаимодействия взыскателя с должником. Данный кодекс написан на основе кодекса поведения FENCA (Федерации европейских национальных коллекторских агентств).

Невыносимая мягкость судебных решений

Однако, жалоб и обращений граждан от этого меньше пока не стало. С начала года зафиксировано 13 тысяч жалоб, 3 тысячи – в Москве. Составлено 19 протоколов, возбуждено 228 административных дел в отношении банков и МФО. 84 дела рассмотрено, в 68 случаях наложены штрафы на несколько миллионов рублей.

- Суды идут пока по практике минимальных наказаний, - рассказал Игорь Аксёнов, начальник ведения государственного реестра и контроля за деятельностью коллекторских компаний Федеральной службы судебных приставов.

По данным Алёны Святышевой, руководителя юридического комитета НАПКА, по 54 делам суд вынес решение о штрафе в 50 тысяч рублей, по 4 делам – 70 тысяч рублей и только по одному делу – в 150 тысяч рублей.

Портал Finversia.ru поинтересовался у Александра Морозова, первого вице-президента НАПКА, почему штрафы такие маленькие, а коллекторы – "пушистые":

- Суммы в абсолютном значении не так важны, потому что происходит выработка практики. Сообщество, порою, спорит, нужно или не нужно было предпринимать то или иное предписание. Компании, вошедшие в реестр, будем честны, не заслуживают жёсткого отношения к себе. Проблема шире. Проблема в компаниях, которые не в реестре - к ним не применишь никаких санкций. А это вопрос уже к МВД. Даже сам регулятор говорит, что проблема не в реестровых, а в "зареестровых" компаниях."

Закон нужно глубоко переделывать

"Закон о коллекторах был, принят поспешно, о противоречивых и непонятных положениях в своём докладе рассказал Михаил Шварц, доцент кафедры гражданского процесса юридического факультета СПбГУ. По его словам, закон нужно "глубоко переделывать".

Основные нарушения всё те же - превышение количества контактов с должником, контакты с третьими лицами. Именно контакты с третьими лицами в последнее время, по мнению ФССП, стали создавать "повышенное напряжение в обществе". Кроме того, в Службе отмечают изобретательность коллекторов по поиску способов работать как прежде, но закон формально не нарушать. Нередко, к примеру, уже на стадии подписания кредитного договора, заёмщику предлагается подписать соглашение о частоте взаимодействия с коллектором.

- Это, конечно. Неправомерные действия в обход закона. Такое соглашение может быть заключено между взыскателем и должником только по факту возникновения задолженности, - заметил Игорь Аксёнов.

Нередко оказывается психологическое давление на должника от имени неких "кавказских" коллекторских агентств, в реальности не существующих.

Как заметила Алёна Святышева, проанализировав судебную практику, "понятие телефонных переговоров и критерии расчёта их количества не установились, есть положительная и отрицательная практика":

- Кроме того, критерии расчёта количества отправленных смс также не установились, есть разная практика. Порою в 70 символов смс очень трудно вместить длинное название компании и другие данные согласно закону. Такие понятия, как "психологическое воздействие" и "введение в заблуждение" в судах частично сложились.

Сергей Колганов, советник руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, рассказал про случаи обхода требования о фиксированном количестве контактов с должниками:

- Бывает, что коллекторы используют свои личные телефоны или аккаунты в социальных сетях, чтобы обойти норму закона. Бывает, что к работе коллекторы подходят излишне креативно – излагают обращение к должникам в стихах или картинках.

Между тем, регулятор (Минюст) и контролёр (ФСПП) полны решимости в корне изменить восприятие коллекторов в обществе – с человека, создающего проблемы на человека, который содействует должнику в поиске решения.

Finversia 17.11.17

Если к вам пришёл коллектор
Работа Бюро с заемщиком начинается с официального обращения к заемщику, содержащего информацию о существующей задолженности, возможных способах ее погашения и предложением погасить ее в максимально...
Нам нужны профессионалы
НАО «Первое коллекторское бюро» - крупная российская компания, созданная в 2005 году, на сегодняшний день является одним из лидеров рынка коллекторских услуг в РФ. В настоящий момент штатная...