В последнее время увеличилось количество жалоб на действия так называемых коллекторских агентств – фирм, специализирующихся на взыскании долгов. Их услугами зачастую пользуются банки, стремящиеся решить проблему просрочек по кредитам, но не желающие затевать долгие судебные тяжбы. Если перелопатите российское законодательство, то найти определение слова «коллектор» вы не сможете. В нашей стране такие агентства появились в 2000-х годах. Само название пришло с Запада и в переводе с латинского означает «собиратель».

На что жалуетесь?

Старший помощник председателя общества защиты прав потребителей «Соцпотребконтроль» Андрей Трофимов рассказывает:

- Жалобы на действия коллекторских организаций мы принимаем практически каждый день. Такие организации действуют примерно так: звонят и рассылают письма домой, родственникам, знакомым, на работу заемщика. При этом нередко сотрудники таких фирм разглашают сведения частной жизни должника, в состав которых входит и информация о кредитных обязательствах человека. Если на эти меры заемщик никак не реагирует, в ход идет «тяжелая артиллерия» - угрозы физической расправой.

Все по закону

Внимательно прочитав свой кредитный договор, я нашла пункт, в котором черным по белому написано: банк имеет право использовать мои личные данные и передавать их третьим лицам. Получается, что, подписав договор, я согласилась с тем, что информация обо мне может попасть в руки сотрудников коллекторских фирм. Андрей Трофимов отмечает:

- Действия работников коллекторских агентств в некоторых случаях можно квалифицировать, как незаконные. Часть 1 статьи 24 Конституции запрещает распространение информации о частной жизни человека без его согласия. В вашем случае банк имеет право передать личные данные, которые вы сообщили, коллекторским фирмам. Закон дает гражданину право отзывать свое согласие на распространение личных данных. Если вы этим воспользовались, а коллекторы продолжают звонить и приходить, то их действия образуют состав преступлений, предусмотренных статьями 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни», 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну" Уголовного кодекса РФ.

Уроки хороших манер

Для Ачинска коллекторские фирмы – явление относительно новое. Должники чаще всего просто не знают, как себе вести, если к нему пришли сотрудники такой организации.

- Разговор о кредите вести лучше только с банком. Должник брал заем без участия третьих лиц, а значит коллекторы к этому отношения не имеют. Такие организации не всегда являются союзниками потребителя, общаться с ними или нет – решать, конечно, вам, но помните: вы имеете полное право вежливо попрощаться и закрыть дверь. Если вы все же решили вступить в переговоры с сотрудниками коллекторской фирмы, то мы советуем делать это только в присутствии свидетелей и с диктофоном в руке.

Психология выбивания долга

Коллекторская организация правовых основ существования как таковых не имеет. Говоря в общем, такие фирмы оказывают только психологическое давление, но иногда доходит и до грубостей. Сотрудники агентств по взысканию долгов в выражениях зачастую не стесняются. Свидетелем такого некорректного поведения был Андрей Трофимов:

- При мне женщина позвонила в коллекторскую организацию, чтобы договориться о реструктуризации долга, на что ее отправили туда, куда приличные люди не посылают. К счастью, случаев причинения вреда здоровью в нашем городе не было, однако грубые действия со стороны коллекторских фирм все же имели место быть. Например, одному из должников выбили дверь. Если со стороны работников подобных агентств прозвучат угрозы в ваш адрес в присутствии свидетелей или разговор будет записан на диктофон, необходимо обратиться с заявлением в правоохранительные органы либо в суд.

Другое мнение

Главный специалист ОАО «Первое коллекторское бюро» Юрий Бирюков считает, что недоверие к организациям, занимающимся возвратом задолженности, оснований под собой не имеет:

- В своей работе используем только законные методы: убеждение, доведение информации до должника. Объясняем, в какой ситуации он оказался, какие есть способы разрешения возникших проблем. С банками работаем чаще всего по агентскому договору, то есть представляем его интересы. Вся информация о месте жительства, родственниках должника содержится в кредитном договоре. Здесь нужно обратить особое внимание на то, что наши звонки на работу или родственникам не являются нарушением закона. Сам факт того, что человек является должником, не считается банковской тайной. Мы же не разглашаем сведения о сумме займа, сроках или ежемесячных платежах. Наша задача – собрать максимум информации о должнике, причинах, по которым он не может расплатиться с кредитом. Что касается выбитых дверей, то это не наши методы. Мы с должниками всегда стараемся договориться. Закона о коллекторской деятельности в данный момент не существует, но это не значит, что у нас связаны руки, и мы работаем неправомерно. Создание правовых норм, регулирующих нашу деятельность, конечно, необходимо. Нужны границы, тогда работать будет проще, разрешатся многие вопросы. Очень часто должники отказываются общаться с коллекторами из-за того, что просто не знают, как себя вести в такой ситуации. Хочется дать совет: если вы сомневаетесь в законности наших визитов и звонков, обратитесь в банк, где брали кредит. Кроме того, не стоит избегать разговора с коллектором. Лучше найти общий язык и попытаться решить проблему, ведь долг никуда не денется, рано или поздно его придется вернуть. Чем больше оттягивать этот момент, тем негативнее могут быть последствия.

Автор: Наталья Дроздова

Тест доступен по адресу: http://np-press.ru/news/1814.html

Если к вам пришёл коллектор
Работа Бюро с заемщиком начинается с официального обращения к заемщику, содержащего информацию о существующей задолженности, возможных способах ее погашения и предложением погасить ее в максимально...
Нам нужны профессионалы
НАО «Первое коллекторское бюро» - крупная российская компания, созданная в 2005 году, на сегодняшний день является одним из лидеров рынка коллекторских услуг в РФ. В настоящий момент штатная...