Передача долга коллекторам часто вызывает у должника панику, что во многом связано с незнанием специфики работы таких организаций. Он отказывается идти на контакт и не берет трубку, что только усугубляет ситуацию и может привести к судебному иску в отношении него. Чтобы правильно общаться с коллекторами, заемщику нужно знать, сколько раз в день имеют право звонить коллекторы.
В какое время могут звонить коллекторы?
Коллекторские бюро осуществляют свою деятельность в рамках законодательства России, в частности статьи 7 закона № 230-ФЗ, гарантирующей защиту прав клиента. Согласно ей, допустимое время звонков от коллекторов:
- с 8 утра и до 22 часов в будние дни;
- с 9 утра и до 20 часов в выходные дни.
Разрешается один звонок в день. В начале разговора представитель коллекторского агентства должен представиться: назвать имя и фамилию, название фирмы и должность. В праздничные дни возможны звонки в заранее оговоренное время, не выходящее за установленные законом границы. Общее количество звонков в неделю — два раза, а в месяц — восемь раз. Однако крайне важно развести понятия звонка и переговоров. Клиент должен понимать, что звонком считаются только полноценные коммуникации по телефону, по окончании которых был зафиксирован какой-либо результат.
В рамках работы коллекторы могут:
- сообщать клиенту о задолженности и последствиях ее неуплаты;
- приходить к заемщику домой и на работу;
- подавать иск в отношении неплательщика на правах кредитора или от его лица;
- сопровождать дело в суде;
- способствовать работе судебных приставов.
Время звонков считается с момента завершения последней телефонной связи без учета звонков без ответа и СМС-сообщений. Отправка текстовых уведомлений имеет те же нормы, что и для звонков. Во время контактов с заемщиком представители коллекторского агентства не имеют права:
- угрожать физической расправой или юридическими последствиями, не предусмотренными законодательством РФ, а также оказывать психологическое давление;
- требовать вернуть долг способами, не установленными кредитным договором;
- угрожать конфискацией любого вида имущества.
В России действует больше сотни коллекторских агентств, но законной считается деятельность организаций, получивших лицензию ФССП. Должник имеет право потребовать предоставить лицензию на коллекторскую деятельность при первом общении с коллекторами.
Законность передачи задолженности коллекторам
Привлечение третьей стороны для взыскания задолженности возможно только при наличии соответствующего пункта в кредитном договоре. Процедура регулируется главой 24 Гражданского кодекса РФ, которая определяет процессуальные нормы и условия для передачи долга:
- агентский договор — коллекторы выступают от лица кредитора на принципах аутсорсинга;
- договор цессии — коллекторы требуют погашения задолженности как новый кредитор.
Порядок проведения переуступки по долгу, права и обязательства сторон договора определены статьями № 388, 389, 390 ГК РФ.
Могут ли коллекторы звонить родственникам?
Коллекторы имеют право звонить только по номерам телефонов, записанных заемщиком в кредитном договоре. Это могут быть его личный или домашний номер, номер близкого родственника или поручителя по кредиту. При этом исключаются звонки:
- лицам с инвалидностью I группы;
- беременным женщинам;
- детям до 18 лет и людям старше 70 лет;
- лицам, находящимся на стационарном лечении.
Звонки поручителям, наследникам, вступившим в права, или супруге/супругу клиента имеют только информирующий характер.
Деятельность коллекторских агентств регулируется законодательством РФ и находится под контролем ФССП, Роспотребнадзора и НАПКА. В случае неправомерных действий со стороны коллекторов заемщик вправе обращаться во все вышеуказанные организации.